Архив
Том 21, 2024
Том 20, 2023
Том 19, 2022
Том 18, 2021
Том 17, 2020
Том 16, 2019 г.
Том 15, 2018 г.
Том 14, 2017 г.
Том 13, 2016 г.
Том 12, 2015 г.
Том 11, 2014 г.
Том 10, 2013 г.
Том 9, 2012 г.
Том 8, 2011 г.
Том 7, 2010 г.
Выпуск 6, 2009 г.
Выпуск 5, 2008 г.
Выпуск 4, 2007 г.
Выпуск 3, 2006 г.
Выпуск 2, 2005 г.
Выпуск 1, 2004 г.
Поиск
Найти:
Подписка/отписка
на рассылку новостей
ISSN 2070-7401 (Print), ISSN 2411-0280 (Online)
Современные проблемы дистанционного зондирования Земли из космоса
физические основы, методы и технологии мониторинга окружающей среды, потенциально опасных явлений
и объектов

  

Современные проблемы дистанционного зондирования Земли из космоса. 2020. Т. 17. № 4. С. 51-57

Дистанционное обнаружение очагов пожара с помощью ультрафиолетового сенсора

В.В. Егоров 1 , А.П. Калинин 2 , А.И. Родионов 3 , И.Д. Родионов 3 , И.П. Родионова 3 
1 Институт космических исследований РАН, Москва, Россия
2 Институт проблем механики им. А.Ю. Ишлинского РАН, Москва, Россия
3 Научно-технический центр «Реагент», Москва, Россия
Одобрена к печати: 16.06.2020
DOI: 10.21046/2070-7401-2020-17-4-51-57
Исследованы возможности использования бортового ультрафиолетового сенсора в диапазоне длин волн 250–280 нм для оперативного обнаружения, определения координат очагов пожаров и наведения на них носителя огнегасящей жидкости (например, воды). Описаны принципы функционирования сенсора, реализация которых позволяет оперативно определять азимут и угол визирования очага пожара в бортовой системе координат. Показано, что эти данные в совокупности со штатными данными бортового допплеровского измерителя скорости и сноса и высотомера дают возможность вычислять текущую дальность до очага пожара, наводить на него авиационный носитель и информировать экипаж о рациональном моменте сброса огнегасящей жидкости. Отмечается возможность работы системы обнаружения в условиях полёта как над плоским рельефом местности, так и над неровным. Таким образом, обеспечивается полная автономность работы всей бортовой системы обнаружения. Рассмотрены вопросы определения предельной дальности обнаружения пожара с помощью бортового сенсора в условиях наличия задымления на трассе зондирования и влияния экранирующего свойства растительности для случая лесных пожаров. Приведены расчёты реальных дальностей обнаружения, которые находятся в пределах от 2,4 до 4,7 км.
Ключевые слова: летательный аппарат, УФ С-сенсор, пожар, обнаружение, координаты, дальность обнаружения, пороговая чувствительность
Полный текст

Список литературы:

  1. Белов А. А., Калинин А. П., Крысюк И. В., Порохов М. А.. Родионов А. И.. Родионов И. Д., Русанов В. В. Монофотонный сенсор ультрафиолетового диапазона «Скорпион» // Датчики и системы. 2010. № 1. С. 47–50.
  2. Белов А. А., Егоров В. В., Калинин А. П., Коровин Н. А., Родионов А. И., Родионов И. Д., Степанов С. Н. Монофотонный сенсор ультрафиолетового диапазона «Корона» // Датчики и системы. 2012. № 12. С. 58–60.
  3. Белов А. А., Виноградов А. Н., Егоров В. В., Завалишин О. И., Калинин А. П., Коровин Н. А., Родионов А. И., Родионов И. Д. Возможности использования координатно-чувствительных монофотонных УФ С-датчиков для навигации воздушных судов в зоне аэродрома // Датчики и системы. 2014. № 1. С. 37–42.
  4. Брюханов А. В., Коршунов Н. А. Авиационное тушение природных пожаров: история, современное состояние, проблемы и перспективы // Сибирский лесной журн. 2017. № 5. С. 37–54.
  5. Москвилин Е. А. Применение авиации для тушения лесных пожаров // Пожарная безопасность. 2009. № 1. С. 89–92.
  6. Формозов Б. Н. Аэрокосмические фотоприемные устройства в видимом и инфракрасном диапазонах: учеб. пособие / Санкт-Петербургский гос. ун-т аэрокосмич. приборостроения. СПб., 2002. 120 с.
  7. Holst G. C., Lomheim T. S. CMOS/CCD sensors and camera systems. Washington, D. C.: SPIE Press Belingham, 2007. 355 p.