Современные проблемы дистанционного зондирования Земли из космоса. 2021. Т. 18. № 4. С. 9-24
Системный анализ подходов к созданию бизнес-услуг на основе космической информации
А.А. Романов
1 , А.А. Романов
1 1 АО «Центральный научно-исследовательский институт машиностроения», Королёв, Московская обл., Россия
Одобрена к печати: 12.08.2021
DOI: 10.21046/2070-7401-2021-18-4-9-24
В статье анализируются проблемные вопросы и ключевые тенденции перехода от экосистемы космической деятельности, ориентированной на создание изделий космической техники, к экосистеме организации бизнес-услуг в эпоху NewSpace. Отмечается важный организационный аспект, состоящий в том, что успех такого перехода сильно зависит от государственной поддержки, особенно на начальном этапе. Ожидается, что в ближайшей перспективе за счёт глубокой цифровой трансформации и автоматизации космической деятельности, облегчающих доступность космических данных для широкого круга потребителей, возможно кардинальное снижение цен на космическую информацию. Обозначены проблемы становления глобального коммерческого рынка, использующего данные дистанционного зондирования (ДДЗ) Земли и возможные пути их решения. Показано, что основной проблемой мирового рынка выступает практически полностью неразвитый рынок массовых услуг, для понимания и развития которого полезно использовать методологию оценки ценности информации, использующую цепочку создания ценности космических бизнес-услуг на основе космических данных ДЗЗ. Главной целью статьи стал поиск ответов на вопросы: смогли ли созданные стартапы и подходы к коммерциализации обеспечить безболезненный переход в новую систему производственных отношений, разработку и создание новых подрывных технологий и изделий космической техники, а также какие новые решения и подходы нужно внедрить в практику отраслевой деятельности? Основной вывод статьи формулирует, что превращение ДДЗ в массовые услуги возможно только при широком и свободном доступе к ним любого пользователя на условиях минимальных цен как на информацию, так и на средства получения, обработки, хранения и распространения всех доступных данных.
Ключевые слова: космическая деятельность (КД), результаты космической деятельности (РКД), экосистема космической деятельности, коммерциализация космической деятельности, бизнес-услуги, данные дистанционного зондирования (ДДЗ) Земли, спутниковые снимки, ценность космической информации
Полный текстСписок литературы:
- Как использовать ценообразование на основе ценности? // fin-accounting.ru. 2018. URL: https://fin-accounting.ru/articles/2018/value-based-pricing-strategy.
- Цифровая трансформация космического приборостроения // под ред. Романова А. А., Романова А. А., Урличича Ю. М., Королёв: АО «ЦНИИмаш», 2020. 397 с.
- Antikidis J. P., Favier J. J. The one meter shop concept // Acta Astronautica. V. 63. Iss. 1–4. July – Aug. 2008. P. 156–164.
- Antikidis J. P., Favier J. J. A new business paradigm for Earth Observation with the e CORCE programme // 3rd Symp. Earth Observation Business. Session: Emerging EO Operators’ development plans. 15–16 Sept. 2011, Paris. 2011. 5 p.
- Barsi Á., Kugler Z., Juhász A., Szabó G., Batini C., Abdulmuttalib H., Huang G., Shen H. Remote sensing data quality model: from data sources to lifecycle phases // Intern. J. Image and Data Fusion. June 2019. V. 10(4). P. 1–20. DOI: 10.1080/19479832.2019.1625977.
- BlackBridge to Provide Satellite Imagery for Precision Agriculture Services // GIM International. May 12, 2015. URL: https://www.gim-international.com/content/news/blackbridge-to-provide-satellite-imagery-for-precision-agriculture-services.
- Craglia M., Pogorzelska K. The Economic Value of Digital Earth // Manual of Digital Earth / eds. H. Guo, M. Goodchild, A. Annoni. Springer Open, 2020. Ch. 19. P. 623–646.
- Denis G., Alary D., Pasco X., Pisot N., Texier D., Toulza S. From new space to big space: How commercial space dream is becoming a reality // Acta Astronautica. 2020. V. 166. P. 431–443.
- e-CORSE: неогеография второго поколения // zoom.cnews.ru. 27.10.2008. URL: https://zoom.cnews.ru/rnd/article/item/ecorse_neogeografiya_vtorogo_pokoleniya.
- ESA AGENDA 2025: Make space for Europe. 2021. 17 p. URL: https://esamultimedia.esa.int/docs/ESA_Agenda_2025_final.pdf.
- Giuliania G., Mazzettic P., Santoroc M., Nativid S., Van Bemmelene J., Colangelie G., Lehmann A. Knowledge generation using satellite earth observations to support sustainable development goals (SDG): A use case on Land degradation // Intern. J. Applied Earth Observation and Geoinformation. 2020. V. 88. Art. No. 102068. P. 1–12.
- Hany M. Aerospace 4.0TM. Canada, 2016. 5 p. URL: https://aeroets.etsmtl.ca/documents/about/Aerospace_4.pdf.
- Heracleous L., Terrier D., Gonzalez S. The Reinvention of NASA // Change Management. 23 Apr. 2018. 7 p.
- Longhorn R. A., Blakemore M. Geographic Information: Value, Pricing, Production, and Consumption. 1st ed. Boca Raton: CRC Press, 2007. 248 p. URL: https://doi.org/10.1201/9781420005172.
- Manual of Digital Earth / eds. H. Guo, M. F. Goodchild, A. Annoni, Springer Open, 2020. 852 p.
- Merhaba A., Ainardi M., Aebi T., Khairat H. The Space Agency of the Future. Arthur D. Little, March 2019. 4 p. URL: https://www.adlittle.com/sites/default/files/viewpoints/adl_space_agency-min.pdf.
- Pearlman F., Lawrence C. B., Pindilli E. J., Geppi D., Shapiro C. D., Grasso M., Pearlman J., Adkins J., Sawyer G., Tassa A. Demonstrating the Value of Earth Observations — Methods, Practical Applications, and Solutions — Group on Earth Observations Side Event Proceedings: Open-File Report 2019–1033. U. S. Geological Survey. USGS. Department of the Interior. 2019. 33 p. URL: https://doi.org/10.3133/ofr20191033.
- Pogorzelska K. EOVALUE: Review of EO Market Studies. Project 34538: EOVALUE. Deliverable D 2.1. European Commission. 2018. 67 p. URL: https://ec.europa.eu/jrc/communities/sites/jrccties/files/eovalue_d2.1_revieweomarket_studies_v1.pdf.
- Probst L., Frideres L., Cambier B., Duval J.-P., Roth M., Lu-Dac C. Space Tech and Services: Big Data in Earth Observation. Case study 64. European Union. Febr. 2016. 13 p.
- State of the Satellite Industry: Report. SIA. Bryce Space and Technology. June 2020. 3 p. URL: https://brycetech.com/reports/report-documents/SIA_SSIR_2020.pdf.
- Sudmanns M., Tiede D., Lang S., Trost G., Augustin H., Baraldi A., Blaschke T. Big Earth data: disruptive changes in Earth observation data management and analysis // Intern. J. Digital Earth. 2019. V. 13(7). P. 832–850. DOI: 10.1080/17538947.2019.1585976.
- The economic impact of geospatial services: how consumers, businesses and society benefit from location-based information: Report. AlphaBeta, 2017. 92 p. URL: https://alphabeta.com/wp-content/uploads/2017/09/GeoSpatial-Report_Sept-2017.pdf.
- Tkatchova S. Emerging Space Markets. 1st ed. Berlin; Heidelberg: Springer-Verlag, 2018. 138 p.