Архив
Том 21, 2024
Том 20, 2023
Том 19, 2022
Том 18, 2021
Том 17, 2020
Том 16, 2019 г.
Том 15, 2018 г.
Том 14, 2017 г.
Том 13, 2016 г.
Том 12, 2015 г.
Том 11, 2014 г.
Том 10, 2013 г.
Том 9, 2012 г.
Том 8, 2011 г.
Том 7, 2010 г.
Выпуск 6, 2009 г.
Выпуск 5, 2008 г.
Выпуск 4, 2007 г.
Выпуск 3, 2006 г.
Выпуск 2, 2005 г.
Выпуск 1, 2004 г.
Поиск
Найти:
Подписка/отписка
на рассылку новостей
Ваш e-mail:
ISSN 2070-7401 (Print), ISSN 2411-0280 (Online)
Современные проблемы дистанционного зондирования Земли из космоса
физические основы, методы и технологии мониторинга окружающей среды, потенциально опасных явлений
и объектов

  

Современные проблемы дистанционного зондирования Земли из космоса. 2021. Т. 18. № 4. С. 9-24

Системный анализ подходов к созданию бизнес-услуг на основе космической информации

А.А. Романов 1 , А.А. Романов 1 
1 АО «Центральный научно-исследовательский институт машиностроения», Королёв, Московская обл., Россия
Одобрена к печати: 12.08.2021
DOI: 10.21046/2070-7401-2021-18-4-9-24
В статье анализируются проблемные вопросы и ключевые тенденции перехода от экосистемы космической деятельности, ориентированной на создание изделий космической техники, к экосистеме организации бизнес-услуг в эпоху NewSpace. Отмечается важный организационный аспект, состоящий в том, что успех такого перехода сильно зависит от государственной поддержки, особенно на начальном этапе. Ожидается, что в ближайшей перспективе за счёт глубокой цифровой трансформации и автоматизации космической деятельности, облегчающих доступность космических данных для широкого круга потребителей, возможно кардинальное снижение цен на космическую информацию. Обозначены проблемы становления глобального коммерческого рынка, использующего данные дистанционного зондирования (ДДЗ) Земли и возможные пути их решения. Показано, что основной проблемой мирового рынка выступает практически полностью неразвитый рынок массовых услуг, для понимания и развития которого полезно использовать методологию оценки ценности информации, использующую цепочку создания ценности космических бизнес-услуг на основе космических данных ДЗЗ. Главной целью статьи стал поиск ответов на вопросы: смогли ли созданные стартапы и подходы к коммерциализации обеспечить безболезненный переход в новую систему производственных отношений, разработку и создание новых подрывных технологий и изделий космической техники, а также какие новые решения и подходы нужно внедрить в практику отраслевой деятельности? Основной вывод статьи формулирует, что превращение ДДЗ в массовые услуги возможно только при широком и свободном доступе к ним любого пользователя на условиях минимальных цен как на информацию, так и на средства получения, обработки, хранения и распространения всех доступных данных.
Ключевые слова: космическая деятельность (КД), результаты космической деятельности (РКД), экосистема космической деятельности, коммерциализация космической деятельности, бизнес-услуги, данные дистанционного зондирования (ДДЗ) Земли, спутниковые снимки, ценность космической информации
Полный текст

Список литературы:

  1. Как использовать ценообразование на основе ценности? // fin-accounting.ru. 2018. URL: https://fin-accounting.ru/articles/2018/value-based-pricing-strategy.
  2. Цифровая трансформация космического приборостроения // под ред. Романова А. А., Романова А. А., Урличича Ю. М., Королёв: АО «ЦНИИмаш», 2020. 397 с.
  3. Antikidis J. P., Favier J. J. The one meter shop concept // Acta Astronautica. V. 63. Iss. 1–4. July – Aug. 2008. P. 156–164.
  4. Antikidis J. P., Favier J. J. A new business paradigm for Earth Observation with the e CORCE programme // 3rd Symp. Earth Observation Business. Session: Emerging EO Operators’ development plans. 15–16 Sept. 2011, Paris. 2011. 5 p.
  5. Barsi Á., Kugler Z., Juhász A., Szabó G., Batini C., Abdulmuttalib H., Huang G., Shen H. Remote sensing data quality model: from data sources to lifecycle phases // Intern. J. Image and Data Fusion. June 2019. V. 10(4). P. 1–20. DOI: 10.1080/19479832.2019.1625977.
  6. BlackBridge to Provide Satellite Imagery for Precision Agriculture Services // GIM International. May 12, 2015. URL: https://www.gim-international.com/content/news/blackbridge-to-provide-satellite-imagery-for-precision-agriculture-services.
  7. Craglia M., Pogorzelska K. The Economic Value of Digital Earth // Manual of Digital Earth / eds. H. Guo, M. Goodchild, A. Annoni. Springer Open, 2020. Ch. 19. P. 623–646.
  8. Denis G., Alary D., Pasco X., Pisot N., Texier D., Toulza S. From new space to big space: How commercial space dream is becoming a reality // Acta Astronautica. 2020. V. 166. P. 431–443.
  9. e-CORSE: неогеография второго поколения // zoom.cnews.ru. 27.10.2008. URL: https://zoom.cnews.ru/rnd/article/item/ecorse_neogeografiya_vtorogo_pokoleniya.
  10. ESA AGENDA 2025: Make space for Europe. 2021. 17 p. URL: https://esamultimedia.esa.int/docs/ESA_Agenda_2025_final.pdf.
  11. Giuliania G., Mazzettic P., Santoroc M., Nativid S., Van Bemmelene J., Colangelie G., Lehmann A. Knowledge generation using satellite earth observations to support sustainable development goals (SDG): A use case on Land degradation // Intern. J. Applied Earth Observation and Geoinformation. 2020. V. 88. Art. No. 102068. P. 1–12.
  12. Hany M. Aerospace 4.0TM. Canada, 2016. 5 p. URL: https://aeroets.etsmtl.ca/documents/about/Aerospace_4.pdf.
  13. Heracleous L., Terrier D., Gonzalez S. The Reinvention of NASA // Change Management. 23 Apr. 2018. 7 p.
  14. Longhorn R. A., Blakemore M. Geographic Information: Value, Pricing, Production, and Consumption. 1st ed. Boca Raton: CRC Press, 2007. 248 p. URL: https://doi.org/10.1201/9781420005172.
  15. Manual of Digital Earth / eds. H. Guo, M. F. Goodchild, A. Annoni, Springer Open, 2020. 852 p.
  16. Merhaba A., Ainardi M., Aebi T., Khairat H. The Space Agency of the Future. Arthur D. Little, March 2019. 4 p. URL: https://www.adlittle.com/sites/default/files/viewpoints/adl_space_agency-min.pdf.
  17. Pearlman F., Lawrence C. B., Pindilli E. J., Geppi D., Shapiro C. D., Grasso M., Pearlman J., Adkins J., Sawyer G., Tassa A. Demonstrating the Value of Earth Observations — Methods, Practical Applications, and Solutions — Group on Earth Observations Side Event Proceedings: Open-File Report 2019–1033. U. S. Geological Survey. USGS. Department of the Interior. 2019. 33 p. URL: https://doi.org/10.3133/ofr20191033.
  18. Pogorzelska K. EOVALUE: Review of EO Market Studies. Project 34538: EOVALUE. Deliverable D 2.1. European Commission. 2018. 67 p. URL: https://ec.europa.eu/jrc/communities/sites/jrccties/files/eovalue_d2.1_revieweomarket_studies_v1.pdf.
  19. Probst L., Frideres L., Cambier B., Duval J.-P., Roth M., Lu-Dac C. Space Tech and Services: Big Data in Earth Observation. Case study 64. European Union. Febr. 2016. 13 p.
  20. State of the Satellite Industry: Report. SIA. Bryce Space and Technology. June 2020. 3 p. URL: https://brycetech.com/reports/report-documents/SIA_SSIR_2020.pdf.
  21. Sudmanns M., Tiede D., Lang S., Trost G., Augustin H., Baraldi A., Blaschke T. Big Earth data: disruptive changes in Earth observation data management and analysis // Intern. J. Digital Earth. 2019. V. 13(7). P. 832–850. DOI: 10.1080/17538947.2019.1585976.
  22. The economic impact of geospatial services: how consumers, businesses and society benefit from location-based information: Report. AlphaBeta, 2017. 92 p. URL: https://alphabeta.com/wp-content/uploads/2017/09/GeoSpatial-Report_Sept-2017.pdf.
  23. Tkatchova S. Emerging Space Markets. 1st ed. Berlin; Heidelberg: Springer-Verlag, 2018. 138 p.