Архив
Том 21, 2024
Том 20, 2023
Том 19, 2022
Том 18, 2021
Том 17, 2020
Том 16, 2019 г.
Том 15, 2018 г.
Том 14, 2017 г.
Том 13, 2016 г.
Том 12, 2015 г.
Том 11, 2014 г.
Том 10, 2013 г.
Том 9, 2012 г.
Том 8, 2011 г.
Том 7, 2010 г.
Выпуск 6, 2009 г.
Выпуск 5, 2008 г.
Выпуск 4, 2007 г.
Выпуск 3, 2006 г.
Выпуск 2, 2005 г.
Выпуск 1, 2004 г.
Поиск
Найти:
Подписка/отписка
на рассылку новостей
Ваш e-mail:
ISSN 2070-7401 (Print), ISSN 2411-0280 (Online)
Современные проблемы дистанционного зондирования Земли из космоса
физические основы, методы и технологии мониторинга окружающей среды, потенциально опасных явлений
и объектов

  

Современные проблемы дистанционного зондирования Земли из космоса. 2020. Т. 17. № 4. С. 246-255

Авария танкера Sanchi в Восточно-Китайском море: обнаружение и мониторинг нефтяного загрязнения по радиолокационным и оптическим спутниковым изображениям

Л.М. Митник 1 , Е.С. Хазанова 1 
1 Тихоокеанский океанологический институт им. В.И. Ильичева ДВО РАН, Владивосток, Россия
Одобрена к печати: 21.07.2020
DOI: 10.21046/2070-7401-2020-17-4-246-255
Изображения, полученные 15–20 января 2018 г. радарами с синтезированной апертурой (РСА) со спутников ALOS-2 на длине волны λ = 23 см, Sentinel-1B (λ = 5,6 см) и COSMO-SkyMed (λ = 3 см), а также камерой Multi Spectral Instrument (MSI) со спутника Sentinel-2, использованы для анализа загрязнения моря конденсатом (сверхлёгкой нефтью), вытекавшим с затонувшего иранского танкера Sanchi. Танкер 6 января столкнулся с сухогрузом в Восточно-Китайском море, загорелся и дрейфовал в юго-восточном направлении до взрыва 14 января. Рассмотрено влияние ветра и течений, найденных по спутниковым данным, на дрейф и форму нефтяных пятен. Отмечено примерное соответствие моделей дрейфа конденсата данным спутниковых наблюдений. Показана корреляция изображений РСА PALSAR-2 и MSI, полученных с разницей во времени в 1 ч 13 мин. Определены контрасты нефти на фоне взволнованной морской поверхности. Выделено несколько градаций загрязнения, отличающихся, по-видимому, степенью однородности и толщины плёнок. Разница между удельной эффективной площадью рассеяния чистой морской поверхности и тёмной полосой конденсата шириной ~1,5 км составляла 2–2,5 дБ. Контраст тёмно-серых плёнок (с небольшим процентом зон чистой воды) составлял ~1,5–2 дБ. Для плёнок, имевших на изображении РСА PALSAR-2 светло-серый тон, контраст был равен ~1 дБ. Контрасты конденсата на λ = 5,6 см были больше и менялись от 6–7 до 2–3 дБ при изменении тона плёнок от чёрного до серого при ветре 5 м/с. На изображениях MSI на фоне хорошо различимых ветровых волн выделены циркуляции Ленгмюра: светлые полосы конденсата, чередующиеся с тёмными полосами воды.
Ключевые слова: нефтяные плёнки, конденсат, танкер Sanchi, изображения РСА, MSI, ALOS 2, COSMO-SkyMed, Sentinel-1, Sentinel-2, AMSR2
Полный текст

Список литературы:

  1. Митник Л. М., Митник М. Л. Алгоритм восстановления скорости приводного ветра по измерениям микроволнового радиометра AMSR-E со спутника Aqua // Исслед. Земли из космоса. 2011. № 6. С. 34–44.
  2. Митник Л. М., Митник М. Л. Мультисенсорный спутниковый мониторинг явлений и процессов в океане и атмосфере // Океанологические исследования дальневосточных морей и северо-западной части Тихого океана. Кн. 1 / гл. ред. В. А. Акуличев. Владивосток: Дальнаука, 2013. С. 208–230.
  3. Carswell C. Unique oil spill in East China Sea frustrates scientists // Nature. 2018. V. 554. P. 17–18. URL: https://doi.org/10.1038/d41586-018-00976-9.
  4. Fate of marine oil spills / International Tanker Owners Pollution Federation Limited (ITOPF). 2014. URL: https://www.itopf.org/knowledge-resources/documents-guides/fate-of-oil-spills/ (accessed: 14.07.2020).
  5. Fingas M., Brown C. E. A Review of Oil Spill Remote Sensing // Sensors. 2018. V. 18(1). No. 91. URL: https://doi.org/10.3390/s18010091.
  6. Gascon F. Copernicus Sentinel-2 Mission Overview // GSICS Quarterly Newsletter. 2020. V. 14. No. 1. URL: https://doi.org/10.25923/enp8-6w06.
  7. Hunt A. SANCHI: The ITOPF Perspective. 16 p. 2018. URL: http://www.pcs.gr.jp/doc/esymposium/2018/ITOPF_Mr_Alex_Hunt_ppt_E.pdf (accessed: 14.07.2020).
  8. Li Y., Yu H., Wang Z., Li Y., Pan Q., Meng S., Yang Y., Lu W., Guo K. The forecasting and analysis of oil spill drift trajectory during the Sanchi collison accident, East-China Sea // Ocean Engineering. 2019. V. 187. 106231. URL: https://doi.org/10.1016/j.oceaneng.2019.106231.
  9. Mitnik L., Chen K.-S., Wang C.-T. Reconstruction of surface currents from ERS SAR images of oil-tank cleaning slicks // Marine Surface Films. Physico-Chemical Characteristics, Influence on Air-Sea Interactions, and Remote Sensing / eds. M. Gade, H. Hühnerfuss. Germany: Springer, 2006. P. 315–336.
  10. Qiao F., Wang G., Yin L., Zeng K., Zhang Y., Zhang M., Xiao D., Jiang S., Chen H., Chen G. Modelling oil trajectories and potentially contaminated areas from the Sanchi oil spill // Science of the Total Environment. 2019. V. 685. P. 856–866. URL: https://doi.org/10.1016/j.scitotenv.2019.06.255.
  11. Sanchi oil spill seen by Sentinel-1/2/3. 2018. 6 p. URL: https://visioterra.fr/telechargement/A003_VISIOTERRA_COMMUNICATION/HYP-062-VtWeb_S1+CMEMS_Sanchi_oil_spill_China_v03.pdf (accessed 14.07.2020).
  12. Simecek-Beatty D., Lehr W. J. Extended oil spill spreading with Langmuir circulation // Marine Pollution Bull. 2017. V. 122. Iss. 1–2. P. 226–235. URL: https://doi.org/10.1016/j.marpolbul.2017.06.047.
  13. Sun S., Lu Y., Liu Y., Wang M., Hu C. Tracking an oil tanker collision and spilled oils in the East China Sea using multisensor day and night satellite imagery // Geophysical Research Letters. 2018. V. 45. No. 7. P. 3212–3220. URL: https://doi.org/10.1002/2018GL077433.
  14. The Sanichi’s incident in the Chinese Sea: a case study. 2018. URL: http://earth.realvista.it/news-media/item/352-sanichi.html (accessed 14.07.2020).